16+

CNY
12.98
22 июня 2022 09:40

Журналисты и блогеры прокатились по Хакасии

Автор
Журналисты и блогеры прокатились по Хакасии Фото: ТИЦ Хакасии

13-18 июня Хакасию посетила группа журналистов и блогеров, собранных нашими надежными партнерами: компанией Туту.ру. Среди гостей оказались журналисты Russian Traveller, Уральских авиалиний, Известий, Моей планеты, ТАСС, блогеры «Вокруг Светы» и «Шотка-тревел», фотографы Андрей Белавин и Вадим Махоров. Пять дней они пробовали Хакасию на вкус, цвет, звук, теплоту, и запах, увидели все пять стихий, посетили пять туристских территорий.

Каждый из гостей сделает публикацию по итогу инфотура, а пока мы делимся с вами почти полным отчетом информационной службы Туту.ру

Зачем ехать в Республику Хакасия | Туту Медиаразведка | день 1

Абакан, столица Республики, находится в четырёх часах лёта от Москвы и четырёх же часовых поясах. Джетлаг — первый вызов, с которым сталкиваются туристы из другой части России: вылетая в 22:00 из Москвы, в Абакане приземляешься в 7 утра по местному времени, и недоумеваешь, куда делась твоя ночь сна. Так что первые несколько часов в городе мы посвятили отдыху и сну, а в обед встретились снова.

Начали с козырей — Хакасского национального краеведческого музея и его знаменитых менгиров, каменных изваяний в форме плит или столбов, на которых сохранились наскальные рисунки. Некоторым менгирам по 4000-5000 лет, и они только на первый взгляд кажутся «просто камнями» — исследуя каждый, можно проследить (или хотя бы сформулировать догадки), как менялись жители этих мест, во что верили, кого почитали. Гид по музею Юрий рассказывал настолько увлекательно, что нас натурально пришлось вытаскивать из музея, потому что программа у нас традиционно насыщенная, и дальше нас ждали в гости.

И вот кто ждал. В селе Калинино живёт семья Чарковых. Народный мастер и исполнитель Сергей Трофимович, его жена Татьяна и дочь Юлия занимаются созданием хакасских национальных инструментов и игрой на них (у Юлии ещё и свой магазин ювелирных украшений и сувениров). В этой гостеприимной семье мы послушали игру на инструментах и пении, а потом даже попробовали играть сами. Получалось с переменным успехом, но в финале мы остались довольны собой. А в конце нас ждал мастер-класс по росписи настоящих бубнов. Между прочим, одобрение на такой мастер-класс Сергею нужно было получить у местного шамана.

Но и этим день не закончился. После посещения семьи Чарковых мы поехали в сторону посёлка Усть-Абакан, где нас ждала группа новеньких байдарок. Предзакатный сплав уже становится традиционным для Медиаразведок, не обманул он наших ожиданий и в этот раз. Вода Енисея в этих местах очень спокойная, так что мы успевали и грести, и любоваться пейзажами. На байдарках мы шли не просто так, а с конкретной целью: добраться до места ужина в прозрачном шатре с видом на Енисейские ворота. Здесь встречаются несколько гор: Куня, Оглахты, Тепсей и Суханиха, и все стоят на страже течения могучей сибирской реки. Идеальное место для органично вписанной в пейзаж ивент-площадки, где прошёл наш ужин, плод творчества местного шеф-повара, с тщательно подобранными к нему напитками.

Шикарный закат стал финальной вишенкой на растянувшемся на пару суток насыщенном дне, после чего пришлось отправляться спать, чтобы набраться сил перед новыми приключениями, которые Хакасия, конечно же, нам уже готовит, но пока не рассказывает.

Туту Медиаразведка | день 2

Есть мнение, что Хакасия — это только степи. Шикарных степных пейзажей тут и правда хватает, но любителям горных ландшафтов тоже есть, чему порадоваться. Одна из таких локаций — Тропа Предков (или ещё Тропа Шамана) — маршрут между (и вдоль, и насквозь) скал и пещер с потрясающим видом на реку Белый Июс. На пути — стоянки древнего человека, гроты, скалы необычной формы и локальные места силы. Здесь нужно искать наскальные надписи, представлять себя жителем Земли много тысячелетий назад, а при желании можно передать привет местным духам. Но и под ноги тоже стоит смотреть: тропа не требует специальной подготовки, но на некоторых участках стоит быть внимательными. Мы шли не спеша, останавливаясь, чтобы отдохнуть, сфотографироваться и помахать рукой со скалы туристам, проплывающим внизу по реке на катамаранах (после обеда нам предстоит поменяться с ними ролями, но об этом чуть позже).

Тропа Предков — идеальное место, чтобы нагулять аппетит. Мы пообедали на турбазе «Томичка», расположенной по соседству: минималистичной в плане удобств, но очень аутентичной по атмосфере и на удивление бюджетной (неделя проживания с едой и экскурсиями обойдётся примерно в 9000 ?). После борща, перловки и трёхлитровой банки компота (ставшей одним из ярчайших впечатлений дня!) мы отправились на второе приключение этого дня — сплав по реке Белый Июс на катамаранах.

Сразу скажем: катамаран — это в нашем случае не та штука с педалями, которую вы могли видеть в парках и на курортах, а сплавная конструкция из двух соединённых между собой надувных баллонов, что-то вроде рафта, но без дна. Сидеть на них на удивление удобно: если нет порогов, можно даже лежать и позволить течению нести себя по реке. Примерно так и получилось у нас: кто-то из команды уже морально настраивался на суровый сплав, а получился вполне расслабленный вояж по реке. Можно было любоваться пейзажами и слушать истории гидов-инструкторов. Правда, одна из групп все же столкнулась с небольшим приключениям, когда нужно было преодолеть лежавшее в воде поперёк бревно и буквально перетаскивать себя и катамаран через него. В кадр это не попало, так что поверьте нам на слово!

От этих мест до Абакана, где мы живем — около 240 километров, так что после всех приключений мы успели только вернуться в отель, записать для вас все впечатления, поделиться фоточками и упасть спать.

Туту Медиаразведка | День 3

Сегодня мы на пару дней покидаем столицу Республики и едем в Аскизский район. Здесь находится одно из старейших и наиболее аутентичных сёл Хакасии, развит этнографический и гастротуризм, а ещё расположена одна из главных хакасских святынь. Но обо всем по порядку.

Первая важная точка дня — гора Уйтаг. Местные и проезжающие мимо путники останавливаются здесь, чтобы передать привет духам у сарчына — священной коновязи, на которую повязывают ленты. Через дорогу — небольшой горный хребет, с вершины которого мы любовались видами сразу на две степи — Уйбатскую и Сагайскую. А ещё здесь находили окаменелости, остатки растений возрастом — угадайте — более 360 миллионов лет.

Следующая наша остановка — музей-заповедник «Улуг Хуртуях Тас». Его сердце и символ — одноимённое каменное изваяние, изображающее беременную женщину. По местным верованиям, оно покровительствует женщинам и детям. Нам сразу было очевидно, с каким почтением относятся к каменной старухе: она не просто возвращена из Абаканского музея ближе к природе и людям, но и защищена своеобразным стеклянным павильоном.

Еще один важный объект музея-заповедника — аутентичная юрта родом из 19-го века. Внутри воссозданы традиционные хакасские интерьеры, установлен очаг, развешаны шкурки животных и традиционная одежда хакасов. Сегодня юрты если и сохранились, то чаще всего используются в качестве летних кухонь, так что это одна из немногих возможностей познакомиться с историческим домашним бытом.

И вот мы выбираемся из юрты, а снаружи нас встречает настоящий шаман. Культура шаманизма очень популярна в Хакасии, но это не значит, что все готовы ей делиться. Нам повезло: мы могли понаблюдать за обрядом кормления огня, а живописным фоном шаману служили грозовые тучи. Не погружаясь в традиции и их соотношение с научным подходом, просто скажем, что смотрелось это очень впечатляюще.

Обед с традиционными хакасскими блюдами (салат из папоротника с мясом, например) — и мы едем к Сафроновскому курганному комплексу. Курганы — древние погребальные сооружения — такой же привычный элемент хакасского пейзажа, как какие-нибудь мосты в Петербурге. Таких памятников древних эпох тут аж несколько тысяч. Издалека выглядит как рандомно разбросанные в степи каменные плиты, но стоит подойти ближе — и можно различить формы захоронений и наскальные рисунки. Мы поехали к одному из не самых известных, чтобы почувствовать тишину, оторванность от мира и трасс — короче, попасть в некий пространственно-временной континуум, и долго бродили от одного камня к другому.

К вечеру добрались до Саяногорска, где уединились на базе отдыха «Загородный очаг». Гуляли среди сосен, плотно ужинали и тестировали Настоящую Сибирскую Баню, а ещё перебирали в голове знакомства с потрясающими местными и роскошные картинки региона. Кажется, рассказы об этих местах вы будете слушать ещё долго.

Туту Медиаразведка | день 4

Крупнейшая по установленной мощности электростанции России и одна из самых высоких плотин мира — с таких рекордов началось утро нашего четвёртого дня в Хакасии. Саяно-Шушенская ГЭС — один из символов региона и яркое визуальное напоминание о том, каким привлекательным может быть промышленный туризм. Сейчас на ГЭС снова принимают группы туристов, и нам посчастливилось попасть с экскурсией в машинное отделение, рассмотреть плотину с разных обзорных точек и заглянуть в глубь тоннелей водосбросов. Не станем (пока) утомлять вас техническими деталями, просто скажем, что рядом с этой махиной сложно представить, как человеческий разум смог спроектировать и построить такое.

После ГЭС у нас осталось немного времени, и мы решили прогуляться по набережной посёлка Черёмушки, в котором живут гидростроители и эксплуатационники станции. По мнению нашего гида, именно здесь —самая красивая набережная Енисея в Республике: три с половиной километра вдоль реки, променад напротив крутого, поросшего лесом берега — это сильно отличается от степных ландшафтов, ставших нам такими родными за эти дни, и это все еще Хакасия, невероятно разнообразная.

Дальше нас ждали другие, но не менее впечатляющие пейзажи. Мы отправились на скалу Мраморка — самую большую (да, в этот день было много самого-самого) мраморную скалу в России. Вокруг неё построен гармонично вписанный в пейзаж экстрим-парк со скалодромом, трассой виа феррата (так называют участок, оборудованный специальными металлическими конструкциями помогающими подняться на крутую скалу), обзорными площадками, качелями и… роялем в кустах. Естественно, нам хотелось попробовать всё, но из-за нехватки времени нужно было выбирать уровень экстрима на свой вкус: часть из нас отправилась на скалолазание, кто-то тестировал виа феррату. а остальные выбрали подъём по ступенькам на смотровую площадку. Впрочем, виды отовсюду были крышесносные: мы любовались Енисеем и горами, кричали друг другу с разных участков скалы и фотографировали всё на своём пути. Интересно, что экстрим-парк — результат энтузиазма местного предпринимателя-альпиниста Александра Жигалова, который ещё подростком начинал на этой скале свой скалолазный путь, а сейчас популяризирует этот вид отдыха в регионе.

По дороге в Абакан мы остановились в магазине “ГастроДом”, где закупились хакасским чаем и сувенирами, а заодно попали в объектив камер местных журналистов (да-да, про наш приезд в регионе все в курсе). После чего у нас было 25 минут перевести дух в отеле — и мы привычно заметной группой в фиолетовых капюшонах двинулись на концерт коллектива “Симфония в джинсах”. Интригующее же название, скажите? Это популярный проект Хакасской филармонии: коллектив исполняет известные мировые и российские хиты в сопровождении оркестра, а в этот вечер четверга впервые выступал под открытом небом, на местном стадионе. Queen, AC DC, Deep Purple, Rammstein, Би-2, Наутилус, Земфира — больше всего нас поразили даже не сами каверы на песни этих групп, а энтузиазм, с которым соскучившиеся по большим ивентам жители города (этого концерта тут ждали почти три года) подпевали солистам, танцевали в фан-зоне, зажигали фонарики. Да о чем мы говорим: во время концерта один из зрителей даже сделал со сцены предложение своей девушке! На два часа мы полностью погрузились в эту атмосферу и, как всегда, нам было сложно уйти, но — нас ждал ужин.

Туту Медиаразведка | день 5

И мы вот сейчас напишем: знаете, в последний день поездки мы почти плакали. А вы скажете: да ну, это вы преувеличиваете ради драматизма поста. А мы скажем, что нет, так оно и было. Потому что очень уж душевные и влюбленные в свой регион люди в Хакасии - ну как от них уехать без мокрых глаз и обещаний вернуться ещё. Но мы опять начали пост с конца.

Пятый день Медиаразведки стартовал с поездки в Оглахты — участок Хакасского государственного природного биосферного заповедника. Одноименный горный массив расположен на берегу Красноярского моря в максимально живописном месте. Тут есть несколько сотен курганов и тысяч наскальных рисунков, к некоторым из которых можно подняться по (достаточно длинной) лестнице. Это очень крутое место не только с точки зрения ландшафтов, но и исторической ценности и наскального искусства. Мы наконец разобрались в системе исторических эпох и (почти) научились отличать изображения друг от друга по стилю.

В общем, археология — это целый мир, ребята, и ощущения, которые испытываешь рядом с рисунками, оставленными предками 6000 лет назад, так словами и не передашь. После подъема на гору Сорок зубьев мы прогулялись к берегу водохранилища, помахали аисту и попытались различить виды птиц на слух.

А затем нас ждала пресс-конференция с участием руководительницы Департамента туризма Министерства экономического развития Республики Хакасия Ольги Кузьминой и местных журналистов. Коллеги из Хакасии рассказывали про планы по совершенствованию туризма в регионе, а мы эмоционально делились впечатлениями, предлагали свои идеи развития, да и просто признавались в любви этим местам, потому что по-другому там невозможно.

У нас осталась пару часов, чтобы передать прощальный привет Абакану, отправить домой открытки, накупить сувениров на память и прогуляться до зоны отдыха в городе, куда прежде физически не успевали дойти — и мы как раз уложились с прогулкой до ужина, где нас ждал еще один сюрприз. Коллеги из Туристского информационного центра организовали выступление музыкантов, играющих на хакасских национальных инструментах и к тому же владеющих горловым пением. Это невероятное зрелище, позже обязательно покажем вам видео.

А дальше пришло время слов благодарности с обеих сторон, намерений приехать снова и тех самых глаз на мокром месте. Это была очень крутая поездка и ставшие нам родными люди. Спасибо тебе, Земля пяти стихий, мы обязательно вернемся.

Источник vk.com/khakassia.travel

Поля помеченные (*) обязательны!