И Гойя, и Пикассо являлись знатоками истории и мира корриды, в своих произведениях они делились собственными переживаниями и эмоциями от событий, которым были свидетелями. Их живописные и графические творения, запечатлевшие грандиозное национальное празднество, известны во всем мире. Художественным мотивом воплощения испанского национального духа стали для великих мастеров брызги восторга и песка, обагренные кровью. В работах великих создателей на века остались ослепительное солнце, белый песок, игры теней и огней, изгибы арены, слава и трагедия.
Коррида Гойя и коррида Пикассо – это два разных мира. Для Гойи важны историзм и правдивость с практически фотографическим воспроизведением событий. Для Пикассо больше играет роль символическая ценность происходящего на арене, его мистическая составляющая и экспрессивность. Гойя переносит зрителя в самую гущу событий, предлагая ему роль свидетеля триумфа победы и величия поражения. Пикассо наслаждается поиском грациозности тореадора и стати и мощи быков.
В 1814-1816 гг. 60-летний Гойя обращается к теме корриды, создав серию офортов, вошедшую в золотой фонд мирового изобразительного искусства под названием «Тавромахия». Для того времени изображению корриды было присуще красочное и ласкающее взгляд изображение. Гойя отошел от привычного изображения, отчетливо осознавая оборотную сторону действа. Будучи близко знакомым со многими выдающимися тореадорами, он сосредоточил внимание на передаче жестокости, откровенности и драматичности зрелища. Работы Гойи, экспонируемые в проекте, сплетают воедино победителя и побежденного, преисполнены величественным напряжением развязки этого яркого и страстного танца смерти. Сюжеты Гойи точны и правдивы, скрупулезно отработаны мельчайшие детали, воспроизведя в конечном итоге монументальные героические полотна в миниатюре.
В 1959 г., в возрасте 78 лет, Пабло Пикассо создает в серии рисунков свою мистерию любви и смерти. В корриде для него важнее пластика человеческого тела, восхищение матадором, бык же становится воплощением стихийных сил природы. В этих работах, значительная часть которых представлена на выставке, тема единоборства постепенно приобретает характер драматургии, и трагически-праздничный ритуал игр с быком обретает глубокий философский смысл народной традиции. Изящные линии или нарочито крупные мазки кистью вместе с личными эмоциями передают зрителю напряженность корриды. Меняющиеся точки наблюдения и техники заставляют быков, матадоров и пикадоров застыть на поверхности листа как в скульптурных формах.
На выставке экспонируются более 130 офортов и литографий Франсиско Гойи и Пабло Пикассо – двух ярких сыновей своей родины, навеки связанных с ее историей, культурой и традициями. В XXI веке они раскрывают нам удивительный мир корриды, где царствуют азарт и риск, эмоции и страсти, победы и поражения и всегда остающиеся на арене песок и кровь.